Доставка готовой еды: на пороге революции

Опубликовано: 3 апреля 2020 года Обновлено: 28 июня 2021 года

Доставка готовой еды – это одно из быстро развивающихся направлений бизнеса. Скорость и объемы развития отрасли определяются темпом и сложностью современной городской жизни: люди испытывают дефицит времени и не желают его тратить на приготовление еды.

Рынок

По данным РБК, рынок доставки готовой еды в 2019 году достигает 170 млрд. рублей, что на 25% больше, чем в 2018 году. Доля этого бизнеса в общем объёме рынка общественного питания достигла 10%, что на 1,1% больше, чем в 2018 году. Такая динамика роста привлекает на рынок крупные продуктовые и технологические компании, которые обеспечивают дальнейшее ускоренное развитие рынка. Крупнейшие компании-доставщики готовой еды России — «Додо Пицца» (https://dodopizza.ru) объемом выручки около 12 млрд. рублей, Domino’s Pizza (4,5 млрд. рублей), Papa John’s (https://www.papajohns.ru) (1,9 млрд рублей), Delivery Club (https://www.delivery-club.ru/) (2 млрд. рублей, рис.1) и «Яндекс.Еда» (806 млн. рублей, рис.2), в основном агрегаторы, а не компании, которые сами готовят еду. В нашем рейтинге можно ознакомиться с компаниями, которые заслужили у клиентов высокий уровень доверия: https://eto-razvod.ru/food-delivery/.

Несколько факторов определяют ускоренное развитие рынка. Во-первых, быстро меняется пользовательское поведение, при котором люди стремятся максимально сократить время, которое тратится на приготовление еды. И это требуется делать не раз от раза, а постоянно, каждый день. Во-вторых, опираясь на изменение пользовательского поведения, рынок осваивают крупные компании, которые инвестируют в продвижение бизнеса, делают доставку более доступной и тем самым поддерживают и стимулируют изменения пользовательского поведения. Компании поменьше приходят вслед за крупнейшими операторами и делают рынок более разнообразным, а услуги по доставке ещё более доступными. Кроме вышеперечисленных компаний на рынке появляются сервисы доставки здорового питания, такие как Level Kitchen и др.Сервисы доставки еды отзывы

Рис. 1

Цель: заменить холодильник

Основная задача компаний-операторов – конкурировать с холодильником и плитой, то есть полностью изменить привычку к домашней готовке у значительного количества россиян. В том, что это получится, нет сомнений, потому что доставка готовой еды имеет безусловные преимущества. Основное преимущество – это экономия времени. В домашних условиях готовить несколько раз в день в наше время, в принципе, уже невозможно, этому нужно посвящать несколько часов, которых нет у работающего человека. Большинство людей, кроме работы, также имеют и хобби, которое тоже требует времени, которое не хочется тратить на приготовление еды. Доставка решает эту проблему. При этом, когда есть компании по доставке еды, то и в свободный день многие предпочтут заказать готовую еду, не тратя время отдыха на стояние у плиты.

В домашних условиях трудно поддерживать разнообразное и полноценное питание, — нужно ходить по магазинам, подбирать продукты, затем соблюдать технологию приготовления и так далее. Раньше, в подавляющем большинстве случаев, всё это сваливалось на плечи женщин, такова была традиция. Но сейчас карьеру делают все или даже если не делают, то работают одинаково тяжело, так что дефицит времени не зависит от пола. Доставка готовой еды и в этом случае является выходом. К тому же существует масса сервисов доставки здоровой еды, например, для правильного похудения или спортивного питания.

Ещё большая проблема – это необходимость специфического регулярного питания, например, для поддержки здоровья, занятий спортом, похудения. Организация такого питания ещё более трудоёмкая проблема, выбора практически нет – или тратить весь день на контроль питания или в течение нескольких минут заказать необходимое меню на неделю, например, в MF Kitchen, где меню составляется профессиональными диетологами. Дополнительными факторами, которые облегчает задачу заказа готового блюда, являются смартфон и оплата банковскими картами и онлайн-платежами.

Исследователи давно заметили, что развитие сервисов по доставке переживает бум с того времени, когда смартфоны получили массовое распространение. Они делают заказ доступным в любое время в любую точку города. Возможность оплатить заказ сразу на сайте придало дополнительный импульс развитию бизнеса. И, как показывают исследования, если клиент делает 3-4 заказа через приложение, то становится постоянным клиентом операторов доставки еды. Большее количество заказов — и клиент уже практически не ходит по магазинам.

Проблемы клиентов

Но пока для рынка доставки готовой еды характерны некоторые проблемы. Одно из главных ограничений – несоответствие доставки еды культурным традициям. В России привыкли готовить и есть дома, до сих пор любое отличие от домашней еды воспринимается как нечто более дорогое и необычное, даже если это и не так. На Западе эта традиция стала уходить раньше, и теперь развита меньше, в том числе потому, что доставка готовой еды очень простая и доступная, заказывать еду трижды в сутки не считается чем-то необычным.

Яндекс.Еда отзывы

Рис. 2

К этому стремится и российский бизнес и уже заметны серьёзные сдвиги в национальной культуре еды. Так, деливери-компании отмечают рост доставки домашних блюд. Это подтверждает тот тренд, что доставка еды переходит из статуса развлечения в разряд ежедневных услуг. Также операторы отмечают сглаживание пиков доставки еды. Ранее для доставки были характерны ярко выраженные пики, которые приходились на уикенд, а в течение дня на полдень, два часа дня, шесть вечера и восемь вечера. Это говорит о том, что доставка заказывается в рабочий обед, для дружеских компаний после работы и в выходные дни. Но в последние несколько лет эти пики сглаживаются, потребители заказывают еду всё чаще в любое другое время и день недели, значит, доставка еды приобретает более рутинный, привычный людям характер, ближе к домашней еде. Это заметно и по тому, что даже сетевые супермаркеты, например, «Перекресток», начинают организовывать доставку еды и продуктов.

В подтверждение тренда также свидетельствует то, что по данным исследования OMI, которое проводилось в городах численностью населения более 1 млн. людей, доставку еды заказывают семейные пары с детьми. Это уже полная смена традиции семейных «посиделок», для которых еду готовила условная «женская половина» и в этом часто был её смысл. Ещё одна проблема операторов, — время доставки. Это очень тяжело достается операторам. Подсчитано, что если доставка занимает более 30 минут, то еда уже не воспринимается как замена повседневному домашнему питанию, а как что-то больше похожее на организацию праздничного мероприятия. А такие мероприятия не проводятся часто. Если скорость доставки намного больше 30 минут, то исчезает основное отличие и преимущество рассматриваемого бизнеса – скорость, что делает его похожим на доставку еды из ресторана, а это более дорогая услуга.

Но сделать доставку близкой к 30 минутам (рис.3) в условиях современного города логистически очень сложная задача, в большинстве случаев недостижимая. Это возможно только в наиболее развитых районах самых больших городов, где есть небольшие расстояния, хорошо развитая инфраструктура и платёжеспособный спрос. Большинство компаний принимают заказы только на определенное время дня или даже на следующий день, а не «прямо сейчас». Это серьёзное ограничение для бизнеса доставки готовой еды.

Доставка еды отзывы

Рис. 3

Специфическая российская проблема любого направления рынка, связанного с едой, — опасение того, что продукты имеют низкое качество. Люди привыкли покупать продукты сами и проверять их качество. Привыкли к тому, что отечественный общепит может предложить блюда из некачественных продуктов. Отчасти такое мнение имеет основание и на растущем рынке доставки готовой еды, так как вслед за крупными операторами на рынок выходят компании, в репутации которых нет уверенности.

И основным фактором, ограничивающим возможности пользоваться доставкой еды в России, является стоимость, точнее, ограниченная платёжеспособность подавляющего большинства населения. Разовый заказ могут позволить себе многие, но постоянное регулярное питание на протяжении длительного времени объективно дорого для большинства людей. По статистике, самая распространенная стоимость заказа от 300 до 500 рублей, а в Москве от 500 до 700 рублей. Поэтому бизнес наиболее активного развивается в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках и очень слабо представлен в регионах. В таких городах регулярно пользуются доставкой еды более 60% населения, а в Санкт-Петербурге этот показатель более 65%, — больше, чем в любом другом городе.

Ресторан по вызову

Несмотря на то, что компании стремятся к замене домашней повседневной еды, направление доставки ресторанной еды остается значимым. Именно заказ ресторанной еды положил начало рынку доставки еды вообще. С одной стороны, в ресторан идут не только за едой, но и за атмосферой. Но это не всегда нужно.
Ресторанные блюда, которые доставляются на дом, это чаще всего оптимальный выход для тех, у кого есть необходимость устроить праздник, но нет желания проводить торжество, работая добровольным шеф-поваром и официантом. К тому же один или несколько раз в год заказать ресторанный обед на дом может большинство россиян.

При заказе еды на дом нет вероятности заплатить слишком много или испытать неловкость, если не хватит денег на оплату неожиданно дорогих блюд. Также нет риска оказаться в ресторане в слишком шумное время или в окружении не очень приятных людей. Поэтому заказ ресторанной еды в России остается основным направлением доставки готовой еды. Сейчас также развивается направление dark kitchens – «тёмных кухонь», когда у сервиса доставки есть только кухня, но нет зала для посетителей. Это позволяет заказать эксклюзивные блюда, которых не найти и в традиционных ресторанах.

Трудности роста

Рынок доставки готовой еды быстро развивается и сталкивается с проблемами раннего этапа бизнеса. Поскольку рынок на начальном этапе, то компании, конкурируя, стремятся набрать как можно больше заказов, но не могут повышать цены и даже вынуждены стимулировать заказчиков скидками. При этом расходы на организацию доставки еды очень велики (от покупки продуктов до оплаты работы курьерам и оплаты налогов) и поэтому компании в основном убыточны, вкладывают всё в своё будущее. Прибыль на этом рынке нестабильна также из-за общего состояния экономики.

Бизнес по продаже пищи, в целом, низкомаржинальный, заработать можно только на объеме и, несмотря на то, что рынок развивается, пока объемы не настолько велики, чтобы покрывать все расходы. В России много розничных магазинов, которые работают ежедневно, с утра до ночи, чего нет во многих западных странах. Распространены и огромные сетевые центры и магазины формата «у дома» и практически в любом городе нет проблем купить продукты питания. Это тоже накладывает ограничения на развитие бизнеса по доставке продуктов.

Рынок в перспективе

Развитие рынка доставки готовой еды, как направления e-commerce, переживает революционное развитие, причем доставка (не только еды, но и повседневных товаров) сейчас основной драйвер развития интернет-продаж. Считается, что рост рынка деливери в ближайшие годы продолжится. Если экономика будет расти также слабо, то сохранятся существующие темпы развития. Но если экономика перейдет к хорошим показателям роста, и это положительно скажется на покупательской способности населения, то рынок доставки готовой еды будет развиваться ещё быстрее. Сейчас есть возможность заказа еды самого разного типа: от диетических программ до фаст-фуда, более того есть компании, такие как Шефмаркет, предлагающие готовить по оригинальным рецептам из доставленных продуктов эксклюзивные блюда.

Продолжает меняться модель поведения жителей крупных городов, которые надолго останутся основными центрами развития бизнеса по доставке. Но вклад регионов в общий объем продаж постепенно растет. Сложный вопрос доставки в течение получаса операторы будут решать с помощью уменьшения расстояния доставки, этот процесс уже начался. Это осуществляется за счет увеличения количества «темных кухонь», которые могут легче организовать продвижение в удаленных районах больших городов и в регионах. Крупные операторы рынка смогут с помощью этих кухонь масштабировать бизнес.

Ещё более продвинутая схема – «умная кухня», smart kitchen, это система, в которой операции разбиты на несколько блоков: склад, подготовка продуктов, цех приготовления блюд, доставка и так далее. Процесс приготовления будет практически конвейерным. С этими кухнями на рынок доставки выходят сетевые магазины, в частности, X5 Retail Group планирует запустить такой проект в Петербурге. Такие кухни легко масштабируются, потенциально, даже на всю страну. Но успешными также являются проекты подобные компании «Кухня на районе», в Москве. Это нечто похожее на «темную кухню», но рассчитанную на территорию диаметром всего лишь 2 км. И этот формат оказался довольно востребованным.

Как показывают исследования, рынок доставки готовой еды по структуре похож на рынок такси. Этот бизнес изменился после массового внедрения смарт-приложений и минимизации человеческого фактора. Предполагается, что рынок доставки тоже будет развиваться в том же русле: будут формироваться интернет-платформы и доставка будет максимально быстрой с помощью включения в схему доставки ближайших курьеров, как это происходит с такси Uber. Тот, кто быстрее разработает такую платформу, сможет выиграть конкурентную борьбу на рынке и захватить основную долю рынка. И скорее это будет один из крупнейших операторов рынка. Проблемой в этом случае может стать выживание небольших форматов доставки готовой еды, поскольку крупные компании могут сбивать цены за счёт больших объемов продаж и привлечь массового потребителя. А в целом, прогнозируется, что настоящий бум доставки еды начнется через 4-5 лет при сохранении текущих тенденций.

4.00 / 4
Оставить отзыв

Отзывы

Карта сайта