Онлайн-билеты в любую сторону: реальность и перспективы
Покупка билетов через онлайн-сервисы — это один из самых быстро растущих видов интернет-бизнеса. К преимуществам, которые обеспечивают высокие темпы развития бизнеса, относятся удобство выбора и покупки билетов. Ограничения связаны с относительно невысокой покупательской способностью большинства россиян и сомнениями в надёжности онлайн-сервисов.
К тому же, в 2020 году экономику, сферу услуг и другие области жизнедеятельности современного человека буквально сковал коронавирус, из-за которого люди вынуждены отменять поездки и сидеть дома, а актуальность сервисов бронирования билетов становится менее актуальной, что либо планировать тоже во время пандемии не представляется возможным. Конечно, сервисы покупки билетов также терпят убытки, как и сама индустрия туризма по всему миру.
Содержание страницы
Обзор туристического рынка 2020 г. в России
Объем рынка путешествий в России достигает порядка 13 млрд. долларов (оценки разнятся, от 7 млрд. долл. до 15 млрд. долл.). Онлайн-направление в этой отрасли занимает долю до 30%. По данным Data Insight, в России около 10 млн. пользователей онлайн-услугами, связанными с организацией путешествий. В среднем, российские туристы тратят на эти услуги около 500 долларов за поездку. Это существенно меньше, чем средний чек иностранных туристов.
Количество российских туристов растёт не очень быстро. Если в 2017 году к 2016 турпоток вырос почти на 40%, то в 2019 к 2018 году этот показатель возрос на 7%. Количество туроператоров сокращается. При этом выживают компании с большими оборотами, а мелкие уходят с рынка. Темпы продаж авиабилетов, по меньшей мере, до 2017 году рос темпами около 40% в год. Основными авиакомпаниями, на которые покупают билеты российские туристы, являются Аэрофлот, S7, Уральские Авиалинии, Турецкие Авиалинии, UTair.
Рис. 1
Среди ключевых трендов туристской отрасли в мире и в России – сокращение продолжительности поездок, рост предпочтения дешёвых туров, сокращение количества периодов туристской активности, рост самостоятельного туризма (люди предпочитают планировать маршруты сами, без туроператоров). Всё это способствует развитию онлайн-сервисов по продаже авиабилетов и других билетов, так как покупка через интернет чаще всего обходится дешевле, чем оффлайн.
Также всё больше становится интернет-сервисов, которые позволяют самостоятельно планировать путешествия, не только купить билеты на самолёт или автобус (рис. 1), но и забронировать жильё, арендовать автомобиль и так далее. По всем этим направлениям интернет-услуг отмечается рост, но с учетом текущей экономической ситуации этот рост не высокий и в перспективе пока ограничен. Ограничивающим фактором развития рынка является низкая мобильность россиян, которые предпочитают отдыхать недалеко от дома. Внутренний туризм развит хуже выездного, так как внутрироссийская инфраструктура развита слабо, и путешествие по России чаще бывает дороже, чем в другие страны.
В России также нет множества предпринимателей, которые хотели бы заниматься билетов. Подсчитано, что из 300 стартапов только 10 имеют какое-то отношение к туризму. Это связано с тем, что на сегодняшний день ключевые потребности туристов удовлетворены, — путешественник может легко купить билет на любой вид транспорта, снять жильё и взять машину напрокат. А также с тем, что сфера туристских услуг, особенно в международном сообщении, находится всё время под угрозой неожиданных законодательных изменений. Такие изменения приводят к неожиданным расходам и необходимостью постоянной адаптации к новым условиям, что отталкивает инвесторов.
Компании, которые обеспечивают туристские услуги, в связи с ограниченностью рынка довольно остро конкурируют, и это положительно сказывается на качестве услуг, которое постоянно растёт. Статистика показывает, что среди всех туристских онлайн-сервисов наиболее востребованы сервисы покупки авиабилетов, а наиболее быстро растущий сегмент – продажи онлайн автобусных билетов. Также быстро растет востребованность сервисов по самостоятельному выбору пакетов туров. В нашем рейтинге можно ознакомиться с компаниями-продавцам билетов, которые имеют наиболее значительное количество положительных отзывов. Советуем обратить внимание на сервисы Aviasales, Ozon Travel и KUPIBILET.
Туристические предпочтения российских путешественников
По данным статистики, покупать туристские услуги онлайн предпочитают 53% россиян. То есть в оффлайн агентства обращается уже меньшинство россиян. 35% россиян предпочитают покупать услуги на зарубежных ресурсах. Пока мобильными приложениями (рис. 2) для покупки авиабилетов, такими как INFOBUS, пользуется меньшинство россиян, а 55% покупает билеты в интернете через компьютер. В ближайшие годы, судя по динамике развития, покупок билетов через смартфоны будет больше, чем через десктоп.
Рис. 2
По понятным причинам, большинство российских туристов – москвичи, они составляют больше 60% всех путешествующих россиян. Однако это соотношение несколько лет не меняется, так как россияне довольно консервативны и оффлайн-сервисы представляются им более безопасными. Но в интернет-сервисах путешественники ценят то, что для заказа услуг не требуется никуда идти, не нужны особые навыки, экономится время, которое можно потратить на более внимательное изучение условий предоставления услуг, а не следовать рекомендациям оператора сервиса, который может быть заинтересован в продаже определенных билетов, туров.
Но путешественники также опасаются, что интернет-ресурсы могут предоставлять недостоверную или неактуальную информацию, недостаточно оперативно отвечать на запросы. Основные опасения связаны с оплатой услуг – задержки, неожиданные расходы, недоверие к системам безопасности при оплате и так далее. При выборе туристских сервисов россияне предпочитают широте услуг и продвинутости надежность ресурса и самые низкие цены. Также к серьёзным преимуществам сервиса относят возможность отменить заказ, наличие бонусов и отсутствие предоплаты.
Более 50% россиян предпочитают пляжный отдых, всей семьёй. Традиционно наиболее востребованные направления, это Турция, Таиланд, Испания, Италия, Греция. При этом, большинство россиян, если бы позволяли средства, путешествовали бы больше в США и Францию. Семейный отдых – это выбор 50% россиян, и только 7% путешествуют в одиночку. Более трети путешествующих россиян не ограничиваются пляжным отдыхом, а посещают культурные достопримечательности. Порядка 25% путешественников в возрасте от 18 до 25 лет предпочитают путешествия романтической направленности. Во всех других возрастных группах таких «романтиков» около 10%.
Среди мировых трендов, которым следуют и российские туристы, — рост предпочтения туризма впечатлений относительно туризма отдыха. Путешественники стараются не просто лежать на пляже, но как можно ближе ознакомиться с бытом жителей чужой страны, их традициями и пообщаться с ними. То есть туристы стремятся получить уникальный опыт. Это более сложный вид бизнеса, чем организация пляжного отдыха, однако, более затратный. Кроме того, к таким видам туризма изначально стремятся более платежеспособные туристы.
Из-за этого сейчас наиболее быстро развиваются такие интернет-ресурсы бронирования туристических услуг, которые являются альтернативными ведущим глобальным системам, предоставляющим более-менее стандартизированные услуги. Глобальные системы, такие как HRS, Booking.com, Expedia в значительной степени рассчитаны на представителей туристических агентств, а локальные сервисы в большей степени нацелены на конкретных туристов.
Локальные сервисы имеют преимущество в динамике развития, так как более интерактивны. После того, как туристы воспользуются услугами интернет-сервиса, они делятся оценками и впечатлениями в социальных сетях. Отзывы о качественных услугах всегда выглядят достоверными и вызывают большой отклик интересующихся, что повышает спрос на локальные туристические интернет-сервисы.
Правила выбора туристических онлайн-сервисов
Для того, чтобы воспользоваться преимуществами туристических онлайн-сервисов, нужно соблюдать некоторые правила. Наиболее важное правило – планировать поездку и покупку билетов заранее. Чем раньше начинается поиск выгодных предложений, тем больше параметров удастся выбрать и тем больше сложностей удастся предусмотреть. Оптимальным считается приобретать билеты в европейские страны за пару месяцев до вылета, а на другие континенты ещё раньше.
Но выполнить это правило не так-то легко. Согласно статистике Travelpayouts, подавляющее большинство россиян продолжает покупать билеты всего лишь за неделю до вылета. По крайней мере, покупать билеты за день до вылета – это не очень хорошая идея. Нелишне будет подписаться на рассылки авиакомпаний и регулярно их проверять. Тогда можно будет «выловить» лучшее предложение. Во время поиска и выбора предложений нужно уделить время сравнению предложений различных сервисов. Особенно важно проверять цены билетов на нескольких ресурсах, так как цены на одни и те же билеты на разных ресурсах могут различаться довольно сильно.
Те же рекомендации желательно учитывать не только при покупке билетов, но и при покупке билетов на посещение достопримечательностей. В этом случае цены у разных операторов могут быть очень разными, и нужно изучать, что именно входит в цену посещения и что входит в план экскурсии. Онлайн-покупка билетов на посещение может быть даже более оправданной, чем покупка онлайн авиабилетов. Так как покупка билетов непосредственно «у входа» может быть просто тяжело физически – под палящим солнцем, под дождем, в длинной очереди и так далее.
При пользовании онлайн-сервисами возможно самое важное, это убедиться в надежности способов оплаты билетов. В частности, нужно уточнить, как осуществляется оплата, как охраняются реквизиты плательщика, как защищены транзакции, как осуществляется возврат в случае возникновения срочных обстоятельств. Например, если отменяется рейс или какое-нибудь мероприятие. Или непредвиденные обстоятельства возникли у туриста, и он хотел бы отменить поездку или посещение.
В настоящее время нужно также уточнять, есть ли у онлайн-сервиса мобильное приложение. Это важно, так как в зарубежной поездке не всегда есть желание носить с собой ноутбук, а вопросы по оплате или по ходу путешествия могут возникнуть в любой момент. Соответственно, эти приложения нужно установить заранее перед поездкой и протестировать их надёжность. И сравнить с другими ресурсами. Конечно, при использовании любого сервиса нужно изучить отзывы клиентов, уточнить место в каком-либо рейтинга и другие оценки профессионального и туристского интернет-сообществ.
Перспективы развития рынка онлайн-сервисов для туристов
Российский рынок онлайн-сервисов для путешествующих имеет очень большой потенциал. Он определяется тем, что рано или поздно экономика будет восстанавливаться, а это всегда приводит к росту мобильности населения, — становится больше желающих путешествовать, больше продается билетов и туристских услуг. В отличие от индустрии путешествий, сфера онлайн-продаж в целом развивается без особых трудностей. И это хорошее основание для ускоренного развития рынка онлайн-услуг для путешествующих. Скорость обслуживания, разнообразие и надёжность онлайн-сервисов растут, как и размер аудитории, лояльной к интернет-услугам.
В этом направлении преимуществом обладают компании, которые сумеют совместить мировые интернет-тренды с особенностями российских потребителей туристских услуг. Рынок онлайн-продаж билетов находится под давлением под очень больших операторов отраслей, которые тесно связаны с индустрией путешествий, таких, как Uber, Airbnb, Booker. Также продажи билетов адаптируются под масштабное развитие социальных сетей и развитие мобильных технологий. С технической точки зрения операторы рынка рассчитывают на такие технологии, как искусственный интеллект, голосовые ассистенты, большие данные. На ИИ операторы возлагают особые надежды, так как эта технология позволяет клиенту осуществлять детальный быстрый выбор из максимально возможного предложения с учетом практически любых индивидуальных пожеланий.
Всё это нацелено на то, чтобы пользователь обязательно выбрал что-то из предоставленного ему очень большого выбора, очень красочно представленного с помощью виртуальной и дополненной реальности. Один из путей развития индустрии по продаже билетов – развитие агрегаторов билетов, которые позволяют сделать быстрый выбор из большого количества предложений. Сервисы, помогающие создавать маршруты самостоятельно, будут развиваться быстрее, чем сервисы, предлагающие пакетные готовые туры.
Ещё один путь, — продажа очень ограниченных пакетов услуг, например, билет + аренда жилья. Это может быть относительно недорогая услуга, которая учитывает свободу выбора клиента и может быть востребованной именно на российском рынке. Ещё одно потенциально прогрессивное направление – предложение билетов на дату интересную туристу в соответствии с его финансовыми возможностями.
Рис. 3
В том же русле будут развиваться агрегаторы, подписки, специализированные поисковики, с помощью которых туристы сами смогут создавать маршруты. В направлении продаж авиабилетов будет развиваться уже работающая технология продаж билетов в связке с авиакомпаниями (рис. 3), — это позволяет предлагать билеты по очень доступным ценам. Авиакомпании кроме билетов также могут дополнительно продавать более индивидуализированные дополнительные услуги. Операторы турпоездок также могут вместе с авиакомпаниями разрабатывать оптимальные маршруты. В России проблемой внедрения всех этих технологий будет только ограниченная покупательская способность населения и связанная с этим невысокая инвестиционная активность в отрасли.
В целом, 2020 год столкнулся с пандемией невиданного масштаба и это отразилось в том числе и на индустрии путешествий, количество онлайн бронирования отелей, авиабилетов и т.д. снижено. Пока коронавирус не побежден, не представляется возможным планировать отпуска, путешествия, свободно передвигаться по миру. Однако, как активно говорят сегодня, «мир после коронавируса» изменится, многие «уйдут в онлайн» и это уже происходит сейчас. Сегодня мир не стоит на месте, люди осваивают возможности интернета: например, сервисы доставки еды, сервисы онлайн-образования, поиска работы и т.д. Все это доказывает, что перспективы сервисов онлайн бронирования есть и возможности интернета еще более тесно войдут в нашу жизнь.
Комментарии