Возврат средств за неоказанную услугу: как оформить по закону
Содержание страницы
Если услуга оказана несвоевременно или некачественно, заказчик вправе потребовать возврат денег за недобросовестно выполненную работу. Неоказанная услуга – это неприятно, но такое случается в рамках потребительского рынка. Главное не переживайте, всё поправимо. Рассмотрим, когда стоит требовать возврат денег за ненадлежащие по качеству/срокам исполнения услуги и что делать в такой ситуации.
В каких случаях можно вернуть деньги за не устроившую услугу?
По Закону «О защите прав потребителей» исполнителями считаются организации и индивидуальные предприниматели (ИП). Это могут быть онлайн-школы, фитнес-клубы, салоны красоты, сервисы доставки еды и т. д. При оказании услуг результат не имеет материального выражения, а выполнение работ дает вещественный результат. Но согласно законодательству РФ к понятиям «услуги» и «работы» применяются единые нормы. Возврат средств за невыполненную работу / неоказанную услугу предусмотрен в таких случаях:
- Потребителя не устраивает качество услуги. Согласно п. 1 ст. 29 ЗоЗПП, исполнитель должен снизить стоимость, безвозмездно исправить недостатки или сделать всё заново как следует. Возможно возмещение понесённых расходов по устранению недочётов либо своими силами, либо третьими лицами. И что важно, исполнитель платит неустойку в размере 3% от цены услуги за каждый день или час просрочки.
- Исполнитель нарушил сроки оказания услуги. Согласно п. 2 ст. 314 ГК РФ, исполнитель обязан выполнить работу в течение 7 дней с момента предъявления требований потребителем. Если иное не было предусмотрено договорённостью между обеими сторонами. При нарушении срока по вине исполнителя вы можете согласовать с ним новый срок, потребовать уменьшить цену или вернуть внесённую оплату обратно (п. 1 ст. 28 ЗоЗПП). Для нерасторопных исполнителей также предусмотрена неустойка в размере 3%.
- Если услуга не была оказана, исполнитель должен вернуть предоплату в полном объёме. Но согласно ст. 32 ЗоЗПП, заказчику необходимо оплатить уже понесённые исполнителем расходы при наличии доказательств (квитанции и др.).
При недовольстве качеством услуги не ставьте подпись в акте принятых работ, если там есть фраза «претензий к качеству не имею». Если всё-таки решите подписать, то отразите в акте свои претензии. Это поможет подтвердить вашу позицию, если дело дойдёт до разбирательства в суде. Чтобы получить возврат средств за недобросовестно оказанную услугу в полном объёме, не принимайте результат даже частично.
Как вернуть деньги за невыполненную работу или неоказанную услугу?
Этап 1. Официальная претензия исполнителю. В претензии изложите ситуацию и укажите, чем не устроила услуга, а также обозначьте своё законное требование. Если исполнителем является ИП, направьте претензию по адресу места его жительства.
Если это организация, направьте документ на юридический адрес. Ищите адреса в договоре или на сайте налоговой инспекции. Для поиска ИП введите ФИО или ОГРНИП, для компании – ИНН или ОГРН.
Отправьте заказное письмо с описью вложения. Сейчас это можно сделать через онлайн-сервис Почты России. Не нужно даже выходить из дома. Либо вручите претензию лично в 2-х экземплярах. Один экземпляр с проставлением даты получения оставьте себе как доказательство обращения к исполнителю.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗоЗПП исполнитель обязан выполнить требование заказчика в течение 10 дней со дня его предъявления. Если ответа на письмо не последовало или пришёл отказ, смело обращайтесь с жалобой в Роспотребнадзор.
Этап 2. Жалоба в Роспотребнадзор. Отправьте заказное письмо на почтовый адрес территориального управления, либо направьте жалобу через сайт Роспотребнадзора. Обращение рассмотрят в течение 30 дней. В случае необходимости срок могут продлить ещё на 1 месяц, об этом вас уведомят.
Сотрудники Роспотребнадзора проведут внеплановую проверку организации или ИП и выявят, были ли нарушены права заявителя. В результате наложат штраф и взыщут с предпринимателя сумму в размере до 50 000 руб.
Этап 3. Подача искового заявления в суд. Если Роспотребнадзор не решит вашу проблему, подайте в судебную инстанцию иск на недобросовестного исполнителя. В суде можно взыскать с него неустойку, компенсацию морального вреда, штраф за неисполнение законных требований в добровольном порядке (в размере 50% от присужденной суммы). К иску приложите документы с подтверждением оплаты услуг.
*Если сумма иска менее 100 000 руб., то подавайте заявление в мировой суд. Если больше, то спор будет рассмотрен судьями районного суда. Стражи правосудия знают всё о том, как вернуть деньги за некачественное оказание услуги.
К иску обязательно приложите договор или заверенную нотариусом переписку с исполнителем. Подтвердите также факт оплаты, чтобы доказать наличие взаимоотношений с нерадивым предпринимателем.
Экспертное мнение
Своим мнением поделились и юристы онлайн-платформы Destra, которые помогают пользователям возвращать средства за товары и услуги, а также предоставляют консультации по другим вопросам.
Внесли предоплату, а исполнитель отказывается вовремя делать свою работу или перестал выходить на связь? Оказывается не все знают, что законодатель позаботился о правах потребителя и дает широкий выбор «опций».
Закон говорит, что вы вправе:
- договориться с исполнителем о новом сроке;
- вернуть денежные средства за неоказанные услуги;
- полное возмещение убытков в размере 3% цены оказания услуги за каждый день просрочки;
потребовать снижения стоимости услуги.
Ну а если услуга уже оказана и результат вас не устраивает, то можете требовать:
- устранения этих недостатков;
- возмещения расходов на устранение недостатков;
- изготовление другой вещи.
Но имейте в виду, в случаях где вы ссылаетесь на некачественность, важно, чтобы услуга имела существенный недостаток.
Самое главное во все этом то, что вернуть деньги можно даже до суда. Согласно нашей статистике, из 1000 дел около 40% решаются на этапе направления досудебной претензии. И только если претензия не дала желаемый результат — обращение в суд.
Комментарии