Сроки возврата денежных средств за товар, обучение и билеты: сколько ждать

Опубликовано: 23 ноября 2023 года Обновлено: 8 декабря 2023 года

Зачастую потребители не знают своих прав: не в курсе, как вернуть деньги за вещи, обучение или билеты. Продавцы пользуются этим и отказываются принимать товар обратно. В действительности возврат денег за услуги/товары регулируется законом «О защите прав потребителей». У процедуры есть нюансы, в зависимости от способа приобретения и качества продукта. В статье расскажем, как вернуть деньги за услугу или товар. Рассмотрим, в какие сроки и как действовать в разных случаях возврата, а также ситуации, когда продавец отказывается возвращать деньги. Также поделимся мнением юристов.

возврат средств

Сроки возврата средств за не устроившие товары

Продукцию надлежащего качества, за исключением невозвратных товаров (ноутбуки, косметика, нижнее бельё и т. д.), можно вернуть в магазин в течение 14 дней. Это касается товаров без дефектов, которые не были в эксплуатации и сохранили свой товарный вид. Продукцию ненадлежащего качества можно вернуть продавцу в течение всего гарантийного срока.

К технически сложным товарам предъявляются иные требования. Если есть существенные недостатки, их можно сдать обратно в магазин в течение гарантийного срока. Если же есть мелкий дефект, то товар можно вернуть продавцу в первые 15 (не 14!) дней. При заказе онлайн отказ от покупки возможен даже при хорошем качестве.

Если вы делали покупку онлайн, можете вернуть заказ в течение 7 дней после его получения либо вообще до получения. Без письменного уведомления о правилах возврата от продавца сроки продляются. В таком случае предъявлять претензии можно в течение 3 месяцев. Даже если товар куплен на распродаже или в кредит, его можно вернуть в магазин.

Срок возврата денег за надлежащий товар составляет 3 дня, а за бракованный – 10 дней. Если вы оплачивали покупку по безналичному расчёту, деньги перечислятся на карту в течение 3 рабочих дней. Если наличными, то деньги в магазине вам отдадут сразу же. Для оформления возврата потребуется удостоверение личности и чек. Если кассовый чек утерян, подойдёт:

  • платёжная квитанция;
  • гарантийный талон;
  • товарный чек;
  • выписка из банковского счёта;
  • свидетельские показания;
  • запись с камер наблюдения.

Если продавец отказывается вернуть деньги, подайте досудебную претензию. В случае отказа оформить возврат напишите жалобу в Роспотребнадзор. Если и это не поможет решить вопрос, обращайтесь с исковым заявлением в суд. Так вы вернёте сумму, уплаченную за товар, неустойку за каждый день просрочки выполнения требований, компенсацию за моральный ущерб и т. д.

Вернут ли деньги за офлайн- и онлайн-обучение?

Многие люди не знают, как вернуть деньги за обучающий курс, поэтому часто сталкиваются с хамством представителей учебных центров и нежеланием возврата денег. Но согласно законодательству РФ, если вы хотите отказаться от обучения после оплаты курсов, учебное заведение, в том числе онлайн-школа, обязано вернуть вам все деньги, за вычетом возможных расходов. Для оформления возврата потребуется заявление, а также такие документы:

  • паспорт;
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • квитанция об оплате курсов.

В соответствии с п. 1 ст. 32 ЗоЗПП продавец обязан вернуть вам деньги за обучение в течение 10 дней с момента подачи заявления. Возврат должен быть осуществлен тем же способом, которым была проведена оплата (наличные, банковская карта/счёт). Если деньги за непройденные или некачественные курсы, дистанционные или в ВУЗе, не вернут, обратитесь в суд.

возврат денег за курсы

Возврат денег за авиа-, ж/д и автобусные билеты

Авиабилеты. Билеты на самолёт бывают возвратными и безвозвратными. Первые предполагают возврат провозной платы при расторжении договора перевозки, а вторые исключают данное условие. Но вернуть деньги можно в обоих случаях при наличии уважительной причины:

  • несостоявшаяся отправка пассажира из-за отсутствия мест на рейс;
  • изменение маршрута перевозки, задержка или отмена рейса;
  • смерть члена семьи или близкого родственника пассажира;
  • болезнь пассажира, его близкого родственника или члена семьи;
  • неправильное оформление билета перевозчиком и т. д.

При уведомлении авиаперевозчика как минимум за 24 часа до окончания регистрации на рейс вы получите полную компенсацию расходов. При уведомлении менее, чем за 24 часа – за вычетом 25% от уплаченной провозной платы и суммы расходов перевозчика.

Билеты на поезд РЖД. Для оформления возврата потребуется российский или загранпаспорт. Если вы приобретали билет в кассе, то по общему правилу вернуть его можно только через кассу. Но так можно вернуть и электронный билет, к примеру, если вы опоздали на поезд.

Запросить возврат средств можно в течение 5 суток после отправления поезда. В зависимости от платёжной системы возврат денег занимает от 7 до 30 дней. На практике это происходит намного быстрее, обычно занимает 3 дня с момента обращения к сотрудникам РЖД.

Билеты на автобус. В соответствии с п. 2 ст. 23 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта возврат стоимости проезда должен быть произведён в течение 10 дней с момента обращения пассажира. Причиной служит отмена отправления автобуса, задержка рейса более чем на 1 час, непредоставление указанного в билете места и т. д.

Возврат билетов возможен по причине несчастного случая, болезни пассажира в течение 3 суток с момента отправления автобуса, а также из-за опоздания к его отправлению в течение 3 часов. Пассажир может получить обратно стоимость проезда за вычетом 25%, либо возобновить действие билета на другое транспортное средство с доплатой 25%.

Экспертное мнение

Своим мнением поделились и юристы онлайн-платформы Destra, которые помогают пользователям возвращать средства за товары и услуги, а также предоставляют консультации по другим вопросам. 

Комментарий эксперта

Многие клиенты приходят с одним и тем же запросом: вернуть деньги за товар, работу или услугу после того, как им уже отказали. Обычно дело набирает серьёзный оборот, если:

  • Предприниматели или компании не вернули деньги, хотя должны были.
  • Вернули не всю стоимость, списав большую часть в свои расходы, без согласования с потребителем.

Это говорит о том, что не только бизнес игнорирует правила возврата денег, но и потребители порой не знают, какие права у них есть. В какие сроки можно вернуть деньги:

  • Вы можете вернуть товар, купленный онлайн, любого вида по любой причине в течение 7 дней с момента получения. Товар, купленный в оффлайн-магазине, можно вернуть в течение 15 дней. Но существуют ограничения на категорию товара и основание возврата.
  • Если вы выявите недостатки в продукции (скрытый дефект, поломку, которая не зависит от вас), предъявить требование к продавцу или производителю можно в течение 2 лет. Но если у вас есть гарантия, то в течение срока, указанного в талоне. Он может быть выше порогового (например, 3 года).
  • Если вы хотите вернуть деньги за обучение просто потому, что пропало желание учиться, то сделать это надо до конца обучения.
  • Если вы купили некачественный курс, то срок для возврата денег – 2 года. Если обучение уже закончилось, то вы всё равно вправе обратиться к предпринимателю за возвратом.
  • Если вы хотите предъявить требование к внутреннему воздушному перевозчику (авиакомпании, которая продажа вам авиабилет), то сделать это можно в пределах 6 месяцев. Это относится к ситуациям, когда авиакомпания потеряла ваш груз, испортила багаж или причинила другой вред. Срок ответа на претензию – 30 дней (ст. 126, 127.1 ВК РФ).

Чтобы не пропустить сроки на обращение к исполнителю, перевозчику или продавцу, нужно обращаться к специалистам, которые знакомы с такими кейсами на короткой ноге. Так вы точно не пропустите сроки на обращение, составите грамотное обращение и в случае чего – выиграете спор.

Юридический сервис DestraLegal.ru Обратиться законсультацией
1.00 / 1
Оставить комментарий

Комментарии

Карта сайта