Сроки возврата денежных средств за товар, обучение и билеты: сколько ждать

Опубликовано: 23 ноября 2023 года Обновлено: 8 декабря 2023 года

Зачастую потребители не знают своих прав: не в курсе, как вернуть деньги за вещи, обучение или билеты. Продавцы пользуются этим и отказываются принимать товар обратно. В действительности возврат денег за услуги/товары регулируется законом «О защите прав потребителей». У процедуры есть нюансы, в зависимости от способа приобретения и качества продукта. В статье расскажем, как вернуть деньги за услугу или товар. Рассмотрим, в какие сроки и как действовать в разных случаях возврата, а также ситуации, когда продавец отказывается возвращать деньги. Также поделимся мнением юристов.

Сроки возврата средств за не устроившие товары

Продукцию надлежащего качества, за исключением невозвратных товаров (ноутбуки, косметика, нижнее бельё и т. д.), можно вернуть в магазин в течение 14 дней. Это касается товаров без дефектов, которые не были в эксплуатации и сохранили свой товарный вид. Продукцию ненадлежащего качества можно вернуть продавцу в течение всего гарантийного срока.

К технически сложным товарам предъявляются иные требования. Если есть существенные недостатки, их можно сдать обратно в магазин в течение гарантийного срока. Если же есть мелкий дефект, то товар можно вернуть продавцу в первые 15 (не 14!) дней. При заказе онлайн отказ от покупки возможен даже при хорошем качестве.

Если вы делали покупку онлайн, можете вернуть заказ в течение 7 дней после его получения либо вообще до получения. Без письменного уведомления о правилах возврата от продавца сроки продляются. В таком случае предъявлять претензии можно в течение 3 месяцев. Даже если товар куплен на распродаже или в кредит, его можно вернуть в магазин.

Срок возврата денег за надлежащий товар составляет 3 дня, а за бракованный – 10 дней. Если вы оплачивали покупку по безналичному расчёту, деньги перечислятся на карту в течение 3 рабочих дней. Если наличными, то деньги в магазине вам отдадут сразу же. Для оформления возврата потребуется удостоверение личности и чек. Если кассовый чек утерян, подойдёт:

  • платёжная квитанция;
  • гарантийный талон;
  • товарный чек;
  • выписка из банковского счёта;
  • свидетельские показания;
  • запись с камер наблюдения.

Если продавец отказывается вернуть деньги, подайте досудебную претензию. В случае отказа оформить возврат напишите жалобу в Роспотребнадзор. Если и это не поможет решить вопрос, обращайтесь с исковым заявлением в суд. Так вы вернёте сумму, уплаченную за товар, неустойку за каждый день просрочки выполнения требований, компенсацию за моральный ущерб и т. д.

Вернут ли деньги за офлайн- и онлайн-обучение?

Многие люди не знают, как вернуть деньги за обучающий курс, поэтому часто сталкиваются с хамством представителей учебных центров и нежеланием возврата денег. Но согласно законодательству РФ, если вы хотите отказаться от обучения после оплаты курсов, учебное заведение, в том числе онлайн-школа, обязано вернуть вам все деньги, за вычетом возможных расходов. Для оформления возврата потребуется заявление, а также такие документы:

  • паспорт;
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • квитанция об оплате курсов.

В соответствии с п. 1 ст. 32 ЗоЗПП продавец обязан вернуть вам деньги за обучение в течение 10 дней с момента подачи заявления. Возврат должен быть осуществлен тем же способом, которым была проведена оплата (наличные, банковская карта/счёт). Если деньги за непройденные или некачественные курсы, дистанционные или в ВУЗе, не вернут, обратитесь в суд.

возврат денег за курсы

Возврат денег за авиа-, ж/д и автобусные билеты

Авиабилеты. Билеты на самолёт бывают возвратными и безвозвратными. Первые предполагают возврат провозной платы при расторжении договора перевозки, а вторые исключают данное условие. Но вернуть деньги можно в обоих случаях при наличии уважительной причины:

  • несостоявшаяся отправка пассажира из-за отсутствия мест на рейс;
  • изменение маршрута перевозки, задержка или отмена рейса;
  • смерть члена семьи или близкого родственника пассажира;
  • болезнь пассажира, его близкого родственника или члена семьи;
  • неправильное оформление билета перевозчиком и т. д.

При уведомлении авиаперевозчика как минимум за 24 часа до окончания регистрации на рейс вы получите полную компенсацию расходов. При уведомлении менее, чем за 24 часа – за вычетом 25% от уплаченной провозной платы и суммы расходов перевозчика.

Билеты на поезд РЖД. Для оформления возврата потребуется российский или загранпаспорт. Если вы приобретали билет в кассе, то по общему правилу вернуть его можно только через кассу. Но так можно вернуть и электронный билет, к примеру, если вы опоздали на поезд.

Запросить возврат средств можно в течение 5 суток после отправления поезда. В зависимости от платёжной системы возврат денег занимает от 7 до 30 дней. На практике это происходит намного быстрее, обычно занимает 3 дня с момента обращения к сотрудникам РЖД.

Билеты на автобус. В соответствии с п. 2 ст. 23 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта возврат стоимости проезда должен быть произведён в течение 10 дней с момента обращения пассажира. Причиной служит отмена отправления автобуса, задержка рейса более чем на 1 час, непредоставление указанного в билете места и т. д.

Возврат билетов возможен по причине несчастного случая, болезни пассажира в течение 3 суток с момента отправления автобуса, а также из-за опоздания к его отправлению в течение 3 часов. Пассажир может получить обратно стоимость проезда за вычетом 25%, либо возобновить действие билета на другое транспортное средство с доплатой 25%.

Экспертное мнение

Своим мнением поделились и юристы онлайн-платформы Destra, которые помогают пользователям возвращать средства за товары и услуги, а также предоставляют консультации по другим вопросам. 

1.00 / 1
Оставить комментарий

Комментарии

Карта сайта