Сроки возврата денежных средств за товар, обучение и билеты: сколько ждать
Содержание страницы
Зачастую потребители не знают своих прав: не в курсе, как вернуть деньги за вещи, обучение или билеты. Продавцы пользуются этим и отказываются принимать товар обратно. В действительности возврат денег за услуги/товары регулируется законом «О защите прав потребителей». У процедуры есть нюансы, в зависимости от способа приобретения и качества продукта. В статье расскажем, как вернуть деньги за услугу или товар. Рассмотрим, в какие сроки и как действовать в разных случаях возврата, а также ситуации, когда продавец отказывается возвращать деньги. Также поделимся мнением юристов.
Сроки возврата средств за не устроившие товары
Продукцию надлежащего качества, за исключением невозвратных товаров (ноутбуки, косметика, нижнее бельё и т. д.), можно вернуть в магазин в течение 14 дней. Это касается товаров без дефектов, которые не были в эксплуатации и сохранили свой товарный вид. Продукцию ненадлежащего качества можно вернуть продавцу в течение всего гарантийного срока.
К технически сложным товарам предъявляются иные требования. Если есть существенные недостатки, их можно сдать обратно в магазин в течение гарантийного срока. Если же есть мелкий дефект, то товар можно вернуть продавцу в первые 15 (не 14!) дней. При заказе онлайн отказ от покупки возможен даже при хорошем качестве.
Если вы делали покупку онлайн, можете вернуть заказ в течение 7 дней после его получения либо вообще до получения. Без письменного уведомления о правилах возврата от продавца сроки продляются. В таком случае предъявлять претензии можно в течение 3 месяцев. Даже если товар куплен на распродаже или в кредит, его можно вернуть в магазин.
Срок возврата денег за надлежащий товар составляет 3 дня, а за бракованный – 10 дней. Если вы оплачивали покупку по безналичному расчёту, деньги перечислятся на карту в течение 3 рабочих дней. Если наличными, то деньги в магазине вам отдадут сразу же. Для оформления возврата потребуется удостоверение личности и чек. Если кассовый чек утерян, подойдёт:
- платёжная квитанция;
- гарантийный талон;
- товарный чек;
- выписка из банковского счёта;
- свидетельские показания;
- запись с камер наблюдения.
Если продавец отказывается вернуть деньги, подайте досудебную претензию. В случае отказа оформить возврат напишите жалобу в Роспотребнадзор. Если и это не поможет решить вопрос, обращайтесь с исковым заявлением в суд. Так вы вернёте сумму, уплаченную за товар, неустойку за каждый день просрочки выполнения требований, компенсацию за моральный ущерб и т. д.
Вернут ли деньги за офлайн- и онлайн-обучение?
Многие люди не знают, как вернуть деньги за обучающий курс, поэтому часто сталкиваются с хамством представителей учебных центров и нежеланием возврата денег. Но согласно законодательству РФ, если вы хотите отказаться от обучения после оплаты курсов, учебное заведение, в том числе онлайн-школа, обязано вернуть вам все деньги, за вычетом возможных расходов. Для оформления возврата потребуется заявление, а также такие документы:
- паспорт;
- ИНН;
- СНИЛС;
- квитанция об оплате курсов.
В соответствии с п. 1 ст. 32 ЗоЗПП продавец обязан вернуть вам деньги за обучение в течение 10 дней с момента подачи заявления. Возврат должен быть осуществлен тем же способом, которым была проведена оплата (наличные, банковская карта/счёт). Если деньги за непройденные или некачественные курсы, дистанционные или в ВУЗе, не вернут, обратитесь в суд.
Возврат денег за авиа-, ж/д и автобусные билеты
Авиабилеты. Билеты на самолёт бывают возвратными и безвозвратными. Первые предполагают возврат провозной платы при расторжении договора перевозки, а вторые исключают данное условие. Но вернуть деньги можно в обоих случаях при наличии уважительной причины:
- несостоявшаяся отправка пассажира из-за отсутствия мест на рейс;
- изменение маршрута перевозки, задержка или отмена рейса;
- смерть члена семьи или близкого родственника пассажира;
- болезнь пассажира, его близкого родственника или члена семьи;
- неправильное оформление билета перевозчиком и т. д.
При уведомлении авиаперевозчика как минимум за 24 часа до окончания регистрации на рейс вы получите полную компенсацию расходов. При уведомлении менее, чем за 24 часа – за вычетом 25% от уплаченной провозной платы и суммы расходов перевозчика.
Билеты на поезд РЖД. Для оформления возврата потребуется российский или загранпаспорт. Если вы приобретали билет в кассе, то по общему правилу вернуть его можно только через кассу. Но так можно вернуть и электронный билет, к примеру, если вы опоздали на поезд.
Запросить возврат средств можно в течение 5 суток после отправления поезда. В зависимости от платёжной системы возврат денег занимает от 7 до 30 дней. На практике это происходит намного быстрее, обычно занимает 3 дня с момента обращения к сотрудникам РЖД.
Билеты на автобус. В соответствии с п. 2 ст. 23 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта возврат стоимости проезда должен быть произведён в течение 10 дней с момента обращения пассажира. Причиной служит отмена отправления автобуса, задержка рейса более чем на 1 час, непредоставление указанного в билете места и т. д.
Возврат билетов возможен по причине несчастного случая, болезни пассажира в течение 3 суток с момента отправления автобуса, а также из-за опоздания к его отправлению в течение 3 часов. Пассажир может получить обратно стоимость проезда за вычетом 25%, либо возобновить действие билета на другое транспортное средство с доплатой 25%.
Экспертное мнение
Своим мнением поделились и юристы онлайн-платформы Destra, которые помогают пользователям возвращать средства за товары и услуги, а также предоставляют консультации по другим вопросам.
Многие клиенты приходят с одним и тем же запросом: вернуть деньги за товар, работу или услугу после того, как им уже отказали. Обычно дело набирает серьёзный оборот, если:
- Предприниматели или компании не вернули деньги, хотя должны были.
- Вернули не всю стоимость, списав большую часть в свои расходы, без согласования с потребителем.
Это говорит о том, что не только бизнес игнорирует правила возврата денег, но и потребители порой не знают, какие права у них есть. В какие сроки можно вернуть деньги:
- Вы можете вернуть товар, купленный онлайн, любого вида по любой причине в течение 7 дней с момента получения. Товар, купленный в оффлайн-магазине, можно вернуть в течение 15 дней. Но существуют ограничения на категорию товара и основание возврата.
- Если вы выявите недостатки в продукции (скрытый дефект, поломку, которая не зависит от вас), предъявить требование к продавцу или производителю можно в течение 2 лет. Но если у вас есть гарантия, то в течение срока, указанного в талоне. Он может быть выше порогового (например, 3 года).
- Если вы хотите вернуть деньги за обучение просто потому, что пропало желание учиться, то сделать это надо до конца обучения.
- Если вы купили некачественный курс, то срок для возврата денег – 2 года. Если обучение уже закончилось, то вы всё равно вправе обратиться к предпринимателю за возвратом.
- Если вы хотите предъявить требование к внутреннему воздушному перевозчику (авиакомпании, которая продажа вам авиабилет), то сделать это можно в пределах 6 месяцев. Это относится к ситуациям, когда авиакомпания потеряла ваш груз, испортила багаж или причинила другой вред. Срок ответа на претензию – 30 дней (ст. 126, 127.1 ВК РФ).
Чтобы не пропустить сроки на обращение к исполнителю, перевозчику или продавцу, нужно обращаться к специалистам, которые знакомы с такими кейсами на короткой ноге. Так вы точно не пропустите сроки на обращение, составите грамотное обращение и в случае чего – выиграете спор.
Комментарии