Аренда автомобилей в России и мире
Российский рынок аренды автомобилей не относится к числу развитых, но все типы проката машин в стране предлагаются желающим. Традиционные направления проката в РФ – длительная и краткосрочная аренда машин. И с недавних пор основным направлением развития этого бизнеса стал каршеринг.
Содержание страницы
Основы бизнеса проката автомобилей
Прокатный бизнес в России развит неравномерно. В основном прокатные компании находятся в Москве и Санкт-Петербурге, то есть в городах, где сосредоточена деловая активность и туризм. Относительно высокая концентрация есть также в курортных городах черноморского побережья. Примерно 30% клиентов прокатов – это туристы, а остальные берут автомобиль в аренду чтобы добираться до работы в столицах. Поэтому основные заказчики прокатных автомобилей, это корпорации, которые берут машины для своих сотрудников и бизнес-партнёров. А индивидуальные клиенты заказывают авто по случаю торжеств, реже для развлекательных поездок за город и ещё реже в случае, если сломался личный автомобиль.
Рис. 1
По срокам использования автомобиля аренда может быть долгосрочной (более недели), краткосрочной (до 3-х дней) и каршеринг (поминутная плата). Долгосрочная аренда удобна тем, что предполагает существенные скидки в зависимости от срока пользования. Плата может взиматься помесячно со скидкой до 50%. Краткосрочная аренда оптимальна при необходимости заменить личный автомобиль, если он в ремонте, или нужно отправиться на выходные за город. Самая крупная категория пользователей длительным и краткосрочным прокатом – люди в возрасте от 27 лет и с водительским стажем от 3 лет.
Самый крупный регион проката автомобилей – Московская область. Здесь объем проката только легковых автомобилей достигает 15 млн. рублей в год, спрос на данные услуги рос темпами до 5% в год. Дальнейшее развитие бизнеса проката автомобилей связывается с динамикой туристического потока, динамикой деловой активности и ростом благосостояния населения. Очевидно, пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения крайне негативно влияют на бизнес.
Компании-операторы проката автомобилей
В России представлены четыре самые крупные оператора проката автомобилей мира: Avis, Sixt, Hertz и Thrifty.
Avis (https://www.avisrussia.ru/) (рис. 1) – американская транснациональная прокатная корпорация, которая работает в России с 2006 года. Компания представлена во множестве российских городов от Хабаровска до Владивостока. По собственным данным компании популярными направлениями являются Москва, Питер, Казань и Сочи. Среди услуг сейчас предлагается, прежде всего, аренда автомобиля без водителя. В оплату включены страховки, НДС, неограниченный пробег. Компания требует от арендаторов выполнения довольно большого списка правил и взимает депозит от 9 тыс. рублей до 40 тыс. рублей в зависимости от класса автомобиля.
Компания Sixt (https://www.sixt.ru/) (рис. 2) представляет в России услуги проката с 2004 года. Сейчас воспользоваться услугами компании можно в городах Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Краснодар, Ростов-на-Дону, Самара, Сочи, а пункты проката размещены в аэропортах. По условиям аренды водитель должен иметь права определённого типа, паспорт с пропиской и банковскую карту. Возрастные ограничения – от 19 лет, стаж вождения от 1 года.
Hertz (https://www.hertz.ru/) – это ещё один мировой оператор аренды автомобилей, который в России представлен в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, в аэропортах. Условия пользования услугами оговариваются индивидуально.
Thrifty (https://www.thrifty.com/), по всей видимости, в большей степени рассчитывают на путешествующих в Россию иностранцев, сайта на русском языке не имеют, но пункты проката в стране представлены. Среди популярных направлений Санкт-Петербург, Анапа, Краснодар, Калининград, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Екатеринбург, Казань. Условия обслуживания можно выяснить на сайтах агрегаторах, таких как https://www.holidaycars.com.
Рис. 2
РентМоторс (https://rentmotors.ru/) – это крупная российская прокатная компания с пунктами проката в 12 российских городах. Арендовать машину может водитель возрастом от 23 лет со стажем вождения от 3 лет. Оплата услуг только банковской дебетовой или кредитной картой, а наличные и электронные карты не допускаются. Превышение лимита по километрам обходится в 20 рублей за километр.
Аренда Авто (https://www.a-arenda.ru/) (рис. 3) представлена в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Самаре, Краснодаре, Красноярске, Казани, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге. Условия проката – от 20 лет и год вождения или от 23 лет и от 2 лет стаж, в зависимости от класса машины. Набор документов стандартный, но компания оговаривает возможность запросить дополнительные документы. Базовый пробег в день 200 км.
Пилот-Авто (https://pilot-auto.su/) это — крупная компания, которая предлагает прокат и продажу автомобилей. Условия проката привязаны к марке/модели автомобиля. Заявка заполняется на сайте.
Просто Прокат (https://prostoprokat.ru/) – это популярный оператор аренды машин работающий как в Москве, так и в регионах. В Москве услуги проката автомобилей стоят от 1450 рублей. Аренда оформляется на сайте или по звонку менеджеру. Оформление продолжается в офисе, где потребуют паспорт, ИНН и права. Марка/модель для аренды зависит от стажа водителя.
Каршеринг
Каршеринг – это ведущее направление развития аренды автомобилей в настоящее время и основная часть экономики совместного пользования. Это экономика, в которой люди предпочитают не владеть тем же автомобилем, а пользоваться им временно, арендовать. В некоторых странах мира каршеринг развивается уже давно, в России недавно, но очень активно.
Каршеринг работает по такой схеме: пользователь регистрируется на платформе каршеринговой компании (рис. 4), внося данные своих документов. После проверки пользователь получает возможность бронировать автомобиль. Оплата осуществляется с карты, привязанной к аккаунту на сервисе. Практически все каршеринги имеют мобильное приложение и в основном с помощью них пользователи арендуют машины. На сервисе может быть первоначальный взнос, выбор автомобиля из ближайших, возможность осмотра автомобиля перед использованием. Активация управления может проводиться через RFID в водительском удостоверении или через смартфон. На время движения запускается таймер времени и одометр.
Рис. 4
Преимущества и недостатки каршернинга
Одно из основных преимуществ каршеринга как части экономики совместного пользования является то, что пользователь не несёт расходов на обслуживание автомобиля, техосмотр, ремонт и так далее. Большинство людей использует машину не так уж часто, только для поездок из дома на работу или на учёбу и обратно. Подавляющую часть времени автомобиль просто стоит, но требует расходов. Конечно, в рамках каршеринга эти расходы внесены в тариф, но поскольку пользуются машиной многие, то все эти расходы делятся на всех, и для конкретного пользователя сумма платы небольшая.
Пользователь может оставить автомобиль в любом месте, по договору, то есть не нужно нести расходы на гаражи, стоянки, парковки и так далее. По расчётам аналитического агентства PricewaterhouseCooper, расходы на каршеринг при условии постоянного пользования этой услугой позволяют сэкономить примерно 10% от пользования личным автомобилем. По мере развития этого бизнеса услуги становятся ещё более дешёвыми, и разница в расходах на собственный транспорт и каршеринг будет расти в пользу каршеринга.
Недостатков у каршеринга тоже немало. Например, в случае ПДД с каршеринговым автомобилем пользователь платит штраф полностью и оплачивает ремонт автомобиля и упущенную прибыль. Штрафы накладывает оператор по договору за некорректную эксплуатацию автомобиля, в частности, за:
- повреждения автомобиля;
- выезд за пределы разрешенной зоны;
- неправильную парковку;
- завершение поездки в неположенном месте;
- несвоевременную оплату аренды;
- передачу управления машиной другому лицу;
- потерю документов на авто и оборудование (ключи, страховка, аптечка и т. д.);
- удаление логотипа бренда;
- возврат авто с пустым бензобаком;
- курение в салоне и так далее.
Каршеринг устроен так, что платить штраф может невиновный пользователь. Например, при осмотре он не обратил внимание на повреждение автомобиля или не сообщил в сервис, по любой причине, — и за это повреждение он будет платить так, как если бы сам испортил автомобиль.
Каршеринг в Москве
На долю Москвы приходится до 85% всего российского рынка каршеринга. В Москве хорошо развита дорожная инфраструктура, но и содержать автомобиль дороже, чем в других городах. Это благоприятные условия для развития бизнеса. Но основным драйвером каршеринга в Москве является правительство, которое стремится к сокращению нагрузки на дорожную инфраструктуру за счёт снижения доли личных автомобилей на дорогах столицы. Основная помощь состоит в том, что московская мэрия субсидирует парковки с 2015 года.
Парковка в столице в год может обойтись в 300 тыс., а каршеринги покупают абонемент на год примерно за 25 тысяч рублей. Возможно, каршеринг будет приравнен к такси, тогда арендованные автомобили смогут ездить по выделенной полосе. Цель мэрии – довести парк каршеринговых автомобилей до 25 тыс. ед. По данным JPMorgan, если в 2017 года автопарк каршеринговых операторов составлял 2,5 тыс. автомобилей, то в 2018 году уже 16 тыс. ед., а 2019 году 23 тыс. ед. И, конечно, уже планы мэрии были бы выполнены, но коронавирус их сильно откорректировал.
В 2019 году в Москве предлагали услуги каршеринга 18 компаний. Но преобладают только четыре ключевых игрока, занимающие больше 80% московского рынка: «Яндекс.Драйв», «Делимобиль», Belca Car и YouDrive. Также нужно отметить компании «МатрешCar» (https://matreshcar.ru/), «CarSmile» (https://www.carsmile.com/), «UrentCar» (https://urentcar.ru/ru/), «Rentmee» (https://www.rentmee.club/), «Car4You» (https://car4you.by/), «Lifcar» (https://lifcar.ru/), «Карусель» (https://carusel.club/), «Uraмобиль» (https://uramobil.ru/), «TimCar» (https://timcar.ru/), «Car5», «Colesa.com» (https://colesa.com/), «Zvezda Car» (https://www.zvezdacar.ru/) и другие.
Пока не совсем ясно, как будет развиваться каршеринг после отмены ограничительных мер (рис. 5), но в конце прошлого года темпы развития крупнейших компаний были таковы, что самое большее через 3 года на московском рынке не было бы места для новых операторов. Впрочем, в кризисы с рынка уходят самые слабые, остаются только самые крупные, так что Москва для новичков «закроется», вероятно, ещё раньше.
Рис. 5
Несмотря на быстрое развитие рынка (до пандемии), компании каршеринга даже не вышли на окупаемость. Конкурентная борьба обеспечивается инвестициями, субсидиями и с применением обширного спектра маркетинговых приёмов. «Делимобиль» предлагает утренний тариф в размере 3 руб./мин, «Яндекс.Драйв» предлагает аренду только непосредственно на время вождения, — время, которое нужно, чтобы пользователь добрался до машины, ничего не стоит, а Belka Car предлагает пользование дорогими моделями автомобилей сразу после регистрации на платформе и так далее.
10 апреля правительство Москвы в рамках карантинных мер приостановило деятельность каршеринговых компаний с 13 по 19 апреля, позднее запрет был продлён. Разрешена только работа в формате такси для компаний, у которых есть разрешение на перевозки по Москве и Московской области. В результате количество каршеринговых поездок за один сократилось сразу на 60%. Каршерингам пришлось переориентироваться на организацию услуг доставки, но этим бизнесом занялись не все.
Каршеринг в России
В 2019 году рынок каршеринга в России ускоренно развивался. Появились операторы каршеринга в Волгограде – «Cars7», «Bi-Bi.car». Последний также начал работать в Ростове-на-Дону. В Воронеже и Липецке начал работать каршеринг «CarSmile». «Яндекс.Драйв» и «Карусель» начали работать в «Казани», «Деломобиль» добрался до Тулы, в Питере начала работать компания «МатрёшCar». Также развивались новые направления каршеринга: грузовой каршеринг в Санкт-Петербурге, фиксированные тарифы на некоторые поездки, междугородные тарифы от «Яндекс.Драйв», а также изменяемый тариф, удалённый прогрев и междугородние поездки от «Делимобиль».
Яндекс.Драйв запустил грузовой каршеринг в Петербурге, ввел функции бронирования еще находящихся в аренде автомобилей, смены тарифов в процессе аренды, добавил автомобили с трапом, ввел зоны с фиксированной минимальной стоимостью поездки, добавил междугородний тариф и стал вторым в мире каршерингом по размеру парка, а также продажу автомобилей и прокат катеров от «YouDrive». В основном компании вводят динамический, изменяющийся тариф, тарифы со страховкой, холдирование средств для должников и новичков, долгосрочная аренда машин и так далее.
В то же время, уже в 2019 году на рынке наметились негативные тренды, — ушёл с сверхконкурентного московского рынка оператор Carlion, TimCar ушёл из Казани и Москвы, закрылся каршеринг Anytime, перестал работать CAR5. Тем не менее, суммарный каршеринговый автопарк в РФ один из самых больших в мире, около 40 тыс. ед. Самый большой автопарк у «Яндекс.Драйв», более 16 тыс. автомобилей, парк «Делимобиля» около 12 тыс. ед., BelkaCar порядка 5 тыс. ед. и YouDrive около 2 тыс. автомобилей. В 2019 году на территории РФ действовали 27 каршеринговых компаний. Подавляющее их большинство сосредоточено в европейской части страны, в Москве – 17 компаний, а в Дальневосточном ФО каршеринг вообще не развит. Среди отечественных каршеринговых компаний стоит обратить внимание на Avtoprokat.ru и EasyRentCars.
В течение 2019 года рынок каршеринга в России вырос в пять раз по сравнению с предыдущим годом, его услугами хотя бы один раз пользовались 230 тыс. жителей. Но хотя процентный рост действительно большой, то количественно это не так много. Согласно статистике, в основном каршерингом пользуются люди возрастной категории 21 – 35 лет, которые в месяц совершают от 5 до 20 поездок на каршеринговых машинах. В среднем за услуги каршеринга пользователь платит около 2 тыс. рублей. Средняя цена за 1 минуту аренды составляет от 6 до 10 рублей. Если компания демпингует, то опускает цены даже ниже 3 рублей, что уже меньше себестоимости, если тарифы динамические, то цена предлагается в зависимости от индивидуальных условий пользования.
Проблемы рынка каршеринга
Рынок каршеринга развивается, но у него есть сложно решаемые проблемы. Одна из них в том, что что услуга хоть и развивается, но представлена совсем мало во многих городах. А в тех городах, где представлена, арендованный автомобиль не всегда доступен в удобном месте. Есть масса недоработок в приложениях, в машине может не быть топлива, автомобиль может быть в плохом состоянии и так далее. До 30% автопарка каршерингов в течение дня не используются, — то есть приносят убытки, а не прибыль. Это связано с невысокой мобильностью населения в России, так как абсолютное большинство пользуются каршерингом для поездок на работу или учёбу и обратно, и это значит, что в основном машины приносят прибыль в будни, в определённое время.
Другие маршруты используются редко, а если используются, то их нелегко вывести в прибыль. Например, в начале праздничных дней огромное количество пользователей отправляется в аэропорт на каршеринговых машинах, то есть в одну сторону. Компаниям приходится вводить нулевые тарифы на обратное направление. Увеличивать цены на поездку до аэропорта при этом нельзя, так как это сыграет на руку конкурентам, в частности, такси. Во-вторых, каршеринг в России не воспринимается в качестве альтернативы личному автомобилю. 90% россиян, у которых есть права, не пользуются и не собираются пользоваться каршерингом из-за скептического к нему отношения и из-за того, что автомобиль в России по-прежнему воспринимается не как средство передвижения, а как показатель статуса.
Если же у человека нет денег на личный автомобиль, или он временно остался без машины, то пользуется общественным транспортом, который в России развит очень хорошо. В последнее время муниципалитеты регулярно обновляют парк автобусов, появляются новые комфортные модели, общественный транспорт развит повсеместно, так что многие просто не испытывают надобности в услуге каршеринга. Не говоря уж о том, что, хотя цены на общественный транспорт растут, он всё равно дешевле каршеринга. Из-за невысокой платёжеспособности населения, у каршеринга в России, в принципе, изначально ограничена целевая аудитория. Но такие обширные категории населения, как семьи с детьми т с трудом могут приспособить каршеринг для своих нужд.
В-третьих, характерной чертой каршеринга являются частые ДТП, из-за того, что машинами пользуются водители разного уровня. Ещё одна интересная особенность – воровство из автомобилей. По данным BelkaCar, только в этой компании за 2019 год пользователи вынесли из каршеринговых машин около 150 АКБ и тысячи дворников. Из машин забирают после поездки коврики, рули, сиденья – и задние и передние, сливают омыватель стекла. Воруют не только материальные ценности, но аккаунты пользователей и затем их перепродают. Всё это прямые убытки.
По этим и многим другим причинам, как бизнес, каршеринг был убыточным с 2016 по 2019 год и готовились к тому, что 2020 год должен был быть прибыльным. Это связано с тем, что компании активно начали работать примерно в 2017 – 2019 гг., когда многие люди узнали о такой услуге и начали всё активнее её пользоваться. Автопарк обновляется в среднем раз в три года. Но пандемию полностью планы обнулила планы по прибыли и уже понятно, что текущий год будет убыточным тоже, причём он может быть худшим за время существования каршеринга в России, так как сейчас каршеринг, — именно услуга аренды автомобиля, — можно сказать, не работает вообще.
Каршеринговые компании
«Яндекс.Драйв» (https://yandex.ru/drive/), по всей видимости, крупнейший каршеринг страны на данный момент. Работает в Москве, Питере и Казани. Пожалуй, недостатком сервиса можно назвать огромный раздел правил пользования и ещё более громоздкий раздел «Помощь», из которых трудно понять, как именно и на каких условиях предлагается пользоваться автомобилями. Для примера, тариф «Часы»: представлены условия сразу и на легковые авто, и на фургоны, и на микроавтобусы.
Также очень много различной информации даётся по правилам бронирования и по любому другому аспекту аренды. Относительно оплаты на сайте говорится, что перед первой поездкой удерживается 271,82 рублей и далее представлено расписание платы за все машины подряд – от легковых до фургонов. Для пользования сервисом оптимально связываться напрямую с менеджерами компании.
«Делимобиль» ( https://delimobil.ru/) – это крупнейшая сеть каршеринга в России, которая действует в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Краснодаре, Грозном, Туле, Ростове-на-Дону и в Красноярске. Компания представляет прокат от 8 рублей за минуту как частным лицам, так и корпоративным клиентам. Как и предыдущий оператор, отличается сложностью предоставления информации клиентам. В правилах и условиях договора между компанией и клиентом много нюансов, поэтому лучше подписывать договор, вызвав курьера.
«BelkaCar» (https://belkacar.ru/) популярная российская каршеринговая компания, предоставляющая бронирование автомобилей через приложение. Цена услуги для автомобилей KIA и Volkswagen от 5 рублей за минуту, для Mercedes-Benz от 9 рублей. Для Москвы лимиты на расстояние не указаны, для Сочи 100 км.
«You Drive» (https://youdrive.today/) (рис. 6) — это каршеринговая компания, стабильно входящая в топ востребованных в России. Действует в Москве, Питере, Сочи, Екатеринбурге. Согласно правилам, арендатор должен иметь водительский стаж не менее 2-х лет, обязан управлять автомобилем только лично, сообщать обо всех происшествиях и оставлять машину в «зелёной зоне». Например, для Москвы это + 250 км от МКАД. В плату включены страховка, заправка, паркинг.
Рис. 6
«Car 5» (https://car5.ru/) – это крупный каршеринг в России, в городах Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Новосибирск. Сервисом могут воспользоваться водители от 21 года с водительским стажем не менее 2-х лет. Документы на регистрацию в сервисе можно оформить в электронном виде или вызвав курьера. Поиск и бронирование автомобиля осуществляется через мобильное приложение.
Каршеринг в других странах
Первой страной, в которой возник каршеринг в его современном виде, были США. Крупнейшая каршеринговая компания страны – ZipCar (https://www.zipcar.com/). Бронирование автомобиля осуществляется через приложение или на сайте. При этом пользователь может увидеть есть ли ещё заявки на конкретный автомобиль, и он должен ориентироваться на очередь. Пользователь получает пластиковую карту, которой открывает и закрывает автомобиль. Пользователь платит первоначальный взнос 25 долларов и абонентскую плату 7 долларов. По условиям обслуживания, пользователь указывает срок пользования автомобилем и возвращать его на определённую парковку. Соответственно, за нарушение этих условий есть штрафные санкции.
В США популярны тарифы на длительные поездки, при которых оплата осуществляется за пробег в течение дня. Топливо, страховка, сервис – всё входит в цену поездки. Цена эксплуатации автомобиля зависит от штата и других условий. В Вашингтоне это около 10 долл./час, а допустимый пробег 180 миль в день. Кроме ZipCar в США есть множество мелких каршерингов, которые предлагают большое разнообразие условий аренды автомобиля, в том числе намного более лояльных, чем ZipCar.
В Германии более 100 операторов каршеринга, среди которых доминирующие сервисы Flinkster (https://www.flinkster.de), Car2Go (https://www.car2go.com/), DriveNow (https://www.drive-now.com/), Cambio (https://www.cambio-carsharing.de/) и другие. Есть огромные компании, которые обладают значительной сетью в городах по всему миру. Стоимость аренды автомобилей различная в зависимости от условий, но в среднем 30 центов, на электромобили цена немного больше. Условия пользования в разных компаниях могут немного различаться. Чаще автомобили прикреплены к стоянкам, и пользователь должен оставлять автомобиль именно на них. Парковка включена в стоимость. Оплата может взиматься за день пользования, около 30 центов за километр, такой тариф популярен при длительных поездках.
Во Франции каршеринг один из самых развитых в мире. Одна из крупнейших компаний в этом направлении – Ubeeqо(https://www.ubeeqo.com). Работает по стандартной схеме: регистрация с правами и опытом вождения на сайте, выбор автомобиля. От класса автомобиля зависит цена аренды, в среднем 5 евро. В сумму включены страховка и ряд других услуг. Во Франции централизованные каршеринги испытывают сильное конкурентное давление со стороны каршерингов нового типа, при котором компания всего лишь сводит между собой владельцев, готовых сдать свой автомобиль в аренду и водителей, которые хотят арендовать машину. Такая схема популярна за счёт более низких тарифов и широкой территориальной сетью. Оператор за услугу «сведения» владельцев и водителей взимает абонентскую плату.
В Японии каршеринг представлен в основном в крупных городах страны, но постепенно продвигается в регионы, преимущественно с крупными аэропортами. Крупнейшая японская каршеринговая компания Times Car Plus (https://share.timescar.jp/). Стоимость аренды автомобиля 1,5-2 долл./15 мин., в тариф включена страховка и топливо. При этом время, потраченное на заправку (или автомойку), компенсируется добавлением дополнительных бесплатных минут. Но оператор может взимать дополнительную плату за превышение лимита в километрах.
Чтобы пользоваться услугами каршеринга нужно получить личную карту участника сервиса, которая вручается после регистрации и подтверждения документов на сайте. Личная арта необходима, чтобы открыть автомобиль. По японским правилам автомобиль после использования нужно оставить на определённой парковке. Каршеринг в Японии пользуется растущей популярностью, так как расходы на собственный автомобиль в этой стране очень велики.
В Южной Корее каршеринг развит достаточно хорошо, но, как и в России, большинство каршеринговых компаний сосредоточены в столице, так как обслуживание собственного автомобиля в перенаселённом Сеуле дорого. Крупнейшей каршеринговой компанией Сеула является «Seoul Nanum (Sharing) Car» (http://www.seoulnanumcar.com). Автомобили арендуются стандартно: регистрация на сайте с документами и привязкой банковской карты. Цена ренты зависит от класса автомобиля и от времени аренды.
Рис. 7
В принципе, во многих европейских странах каршеринг не развит или представлен только в столицах. Но Италия — это одна из самых развитых стран Европы в плане каршеринга. На Италию приходится примерно 25% всех клиентов европейского каршеринга, а наиболее продвинутые города в этом направлении Милан и Рим. От большинства стран услуги итальянского каршеринга отличаются тем, что автомобиль можно оставить в любой точке города. Крупнейшие каршеринговые компании Италии Enjoy (https://enjoy.eni.com/) (рис. 7) и GuidaMi (https://www.ubeeqo.com/).
Комментарии
Нужен автомобиль в аренду для путешествий и туризма? Арендуйте любой автомобиль от эконом до премиум класса в нужном городе как с водителем, так и без на **** (публикация ссылок возможно только для PRO пользователей)