Кто такой таргетолог: чем занимается и как им стать

Опубликовано: 17 мая 2023 года Обновлено: 23 мая 2023 года

Делает так, чтобы реклама работала, а бюджет не сливался впустую.

Таргетолог управляет рекламой. Основная сфера его деятельности — социальные сети. А задача — в том, чтобы сделать рекламу не просто красивой и интересной, но и максимально эффективной. Он выстраивает алгоритмы так, чтобы предложения компании видела ее целевая аудитория. То есть те, кто уже заинтересован в покупке, а не все пользователи.

Чем занимается

Таргетолог настраивает рекламные алгоритмы во ВКонтакте, Одноклассниках и других соцсетях. Может работать только в одной или нескольких. Target — по-английски «цель». Первое, что делает таргетолог, — составляет портрет целевой аудитории. Все характеристики потенциальных клиентов компании обозначает в рекламном кабинете: возраст, пол, регион проживания. Там же можно отметить интересы, образование, семейное положение. Это позволяет показывать рекламу только тем пользователям социальной сети, которые подходят под заданные параметры. Также он выполняет такие задачи:

  • Настраивает цели рекламы. Когда человек видит рекламу, он может подписаться на рассылку, зарегистрироваться на вебинар, заказать продукт или купить услугу.
  • Подключает аналитику. За кучей цифр в таблицах он видит эффективность рекламных кампаний. Может точно сказать, сколько раз пользователи кликали на рекламный баннер, сколько перешли на сайт рекламодателя, а сколько оформили и оплатили заказ.
  • Управляет бюджетом. В процессе анализа видит, какие объявления приносят хороший результат, а какие — просто слив бюджета и стоит их отключить.
  • Готовит отчеты. Регулярно формирует статистику, которая отражает эффективность рекламных кампаний. Результаты прошлых активностей служат основой планирования. Они позволяют прогнозировать результаты запусков и рассчитывать бюджет.

Чем отличается от SMM-специалиста

Эсэмэмщик — это специалист, который создает образ бренда в соцсетях. По сути, он занимается маркетингом: проводит анализ конкурентов компании, продумывает маркетинговые гипотезы, составляет план публикаций. Может работать один или в команде с другими специалистами: копирайтерами, таргетологами, дизайнерами. Таргетолог — более узкий специалист с четким кругом задач. Копирайтеры создают текст, дизайнер отрисовывает баннеры, а таргетолог только решает, кому и как эти креативы показывать.

таргетолог и SMM-специалист

Сколько зарабатывает таргетолог

Зарплата таргетолога зависит от его квалификации и опыта работы.

Новичок (джуниор)

Он только окончил курсы, имеет совсем небольшой опыт, который приобрел в учебных проектах. Может хорошо владеть навыками таргетинга, но даже на решение базовых задач тратит больше времени, чем опытный специалист. Зарплата новичка — невысокая: в среднем 57 471 ₽.

Специалист (мидл)

Таргетолог среднего уровня: уже не только имеет опыт работы с рекламным кабинетом, но и обладает навыками углубленного анализа. Изучает эффективность кампаний в Яндекс Метрике и Google Analytics. Может одновременно работать над несколькими проектами и зарабатывает на порядок больше. Средняя зарплата — 109 195 ₽.

Старший специалист (сеньор)

Это профессионал с обширным портфолио успешных кейсов в разных нишах. Опытный таргетолог со стажем три — пять лет может не только настраивать рекламу, анализировать ее эффективность, но и учить этому других. Активно делится опытом на курсах и профильных конференциях. Такой специалист, как правило, обладает навыками в смежных профессиях: может написать рекламный текст или создать баннер. В среднем получает 160 919 ₽.

квалификации таргетолога

Какие навыки нужны

«Мягкие» навыки

Характеристики личности, которые влияют на эффективность работы в любой сфере.

Аналитическое мышление. Чтобы понять причины неэффективности рекламы, нужно находить закономерности. Понимать поведение пользователей: почему они кликают на баннер, но уходят с сайта без покупки. Возможно, их отталкивает сложная форма регистрации или есть проблемы с сервисом оплаты. Выяснить причины, по которым реклама не достигает цели, и предложить решение проблем, — задача таргетолога.

Общительность и эмпатия. Таргетолог должен хорошо знать целевую аудиторию: потребности потенциальных покупателей, их психологию, по каким параметрам они делают выбор товара и что может помешать им совершить покупку. А еще он должен понятно объяснять суть своей работы и рекламные алгоритмы соцсетей заказчику. Нужно аргументировать объем бюджета и его распределение.

Стрессоустойчивость. Важно сохранять спокойствие в любой ситуации, особенно когда все пошло не по плану. Так бывает, даже если настроить рекламу по всем правилам. У социальной сети может случиться технический сбой, и объявления зависнут. Или погода на улице неожиданно наладилась и все уехали отдыхать за город, вместо того чтобы сидеть в соцсетях и смотреть рекламу.

Обучаемость. В IT все меняется очень быстро. В социальных сетях появляются новые механизмы рекламы, настройки и алгоритмы показа. Чтобы запуски были эффективными, нужно быстро осваивать новинки. Для этого придется быть в курсе новостей digital, читать экспертные телеграм-каналы, посещать профильные конференции.

Внимательность. От профессионализма таргетолога зависит, будет ли от рекламной кампании результат. Можно слить бюджет с минимальным эффектом или значимо приумножить доходы компании. Для успешной работы специалист постоянно отслеживает важные показатели, вносит изменения в настройки, меняет объявления.

Тайм-менеджмент. Чтобы одновременно вести несколько проектов, нужно грамотно распределять свое время и рассчитывать силы.

тайм-менеджмент

«Жесткие» навыки

То, чему можно и нужно учиться: знания и навыки для решения рабочих задач.

Работа с рекламным кабинетом

Таргетолог хорошо ориентируется в нем и умеет настраивать аудиторию. Он знает, как сформировать отчет, где загрузить базы пользователей и куда нужно прикреплять креативы. В разных соцсетях рекламные кабинеты имеют различный интерфейс и функционал. Если специалист хорошо разобрался в работе с Бизнес ВКонтакте, это не значит, что он с легкостью разберется с кабинетом в другой социальной сети.

Знание веб-аналитики

Чтобы эффективно настраивать рекламу, нужно хорошо знать целевую аудиторию продукта или услуги. С помощью инструментов веб-аналитики можно собрать много информации о пользователях социальной сети. Например:

  • на какие страницы заходили;
  • как долго просматривали;
  • на какие элементы нажимали;
  • куда переходили потом.

На основе этих данных легко предугадывать поведение пользователей и подстраивать под него рекламные кампании. Таргетолог владеет базовыми инструментами аналитики, например Пиксель ВК, и расширенными — Яндекс Метрикой и Google Analytics.

Использование парсинга

Парсинг позволяет таргетологу быстро собрать целевую аудиторию для рекламной кампании. Специальные сервисы — парсеры — автоматически обрабатывают информацию о пользователях по заданным параметрам и собирают их в одну базу. Так можно искать своих потенциальных клиентов не только по параметрам пола, возраста и места жительства, но и по их увлечениям. Например, в тематических группах социальных сетей. Если нужно прорекламировать детские товары, скорее всего, подойдут подписчики сообществ вроде «Мамочки Сокольники» или «Мамы и дети Москва». Сервисы для парсинга — Pepper Ninja и Церебро.

Маркетинговый анализ

Таргетолог умеет составить портрет потенциального покупателя. Все характеристики целевой аудитории он прописывает перед запуском рекламы. Для этого изучает продукт, общается с заказчиком, сотрудниками службы поддержки клиентов и отдела продаж, изучает рекламу конкурентов. На основе собранной информации настраивает параметры в рекламном кабинете.

Навыки копирайтинга

Хорошо, когда есть команда профессионалов. Но опытный таргетолог знает основы копирайтинга — может сам написать пост и подготовить креативы. Для этого нужно знать, как придумать цепляющий заголовок и создать продающий текст, сформировать призыв к действию.

Монтаж видео, обработка фото

Навыки дизайна и монтажа тоже пригодятся. Базовых знаний онлайн-редакторов вполне хватит, чтобы создать креативы. Делать баннеры и объявления можно в Figma или SUPA. А монтировать видео удобно даже на смартфоне.

редактор SUPA
Изучить сервис SUPA

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Сотни больших и маленьких компаний создают сайты, на которых продают товары или услуги. Им нужны специалисты, которые будут вести трафик из социальных сетей.
  • График работы и тип занятости можно выбирать: офис и полный рабочий день или фриланс и гибкий график.
  • Получить базовые знания и навыки можно за несколько месяцев и сразу начать работать.
  • Если развиваться в профессии и нарабатывать опыт, через один — три года можно зарабатывать от 100 000 ₽.

Минусы

  • В таргетинге высокая конкуренция. Новичку без опыта и портфолио может быть непросто найти клиентов.
  • Чтобы оставаться востребованным специалистом, нужно следить за обновлениями алгоритмов, изучать новые инструменты таргетинга в соцсетях.
  • Таргетолог делает лишь часть работы в большом проекте, где не все зависит от него. Гарантировать результат можно далеко не всегда. Например, если сайт заказчика не адаптируется под мобильные устройства, это скажется на конверсии.

Как стать таргетологом с нуля

Где учиться

Можно читать книги о рекламе, профильные сайты, общаться на форумах и смотреть уроки на ютубе. Это бесплатно, но требует самоорганизации и высокой мотивации. К тому же новичку сложно найти полезную и актуальную информацию. Главный минус — нет возможности практиковаться.

Удобнее пройти онлайн-курс по таргетингу. Получить только нужную теорию и отработать навыки на учебных проектах, чтобы пополнить портфолио. Обычно группу сопровождает куратор, который отвечает на вопросы и поддерживает мотивацию. В некоторых школах есть карьерный центр, где выпускников курсов учат правильно составлять резюме и готовят к собеседованиям.

Платформа Skypro предлагает изучать таргетированную рекламу в рамках двух курсов:

  • Интернет-маркетолог (7 модулей). Один из блоков программы – таргетированная реклама в соцсетях. Во время обучения можно узнать, как устроены рекламные кабинеты ВКонтакте и MyTarget, как настраивать таргетированную рекламу на этих площадках, какие рекламные системы есть, что происходит на рынке труда, какие практики не работают и как планировать рекламу.
  • Полное погружение в маркетинг (9 месяцев). В программе sky.pro есть модуль «Рекламные кампании и привлечение клиентов». В нем есть урок, посвященный таргетированной рекламе. 

Что читать

Эти книги помогут понять психологию потребителей, разобраться в основах маркетинга и рекламы:

  • «Сарафанный маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить», Энди Серновиц.
  • «Таргет без воды», Григорий Бирюков.
  • «Взлом маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем», Фил Барден.
Взлом маркетинга от Фила Бардена
Заказать книгу в Book24

Где и на чем практиковаться

Можно запустить собственный проект и настроить для него рекламу. Но для старта придется вложить собственные деньги. Или предложить услуги друзьям, у которых есть бизнес, бесплатно или за небольшую сумму. Если таких знакомых нет, можно найти заказчиков в телеграм-чатах. А еще лучше — пойти в помощники к опытному таргетологу. Под наставничеством специалиста наберетесь опыта и пополните портфолио.

Как искать клиентов

Просматривайте вакансии на порталах hh.ru (перейти на сайт), Работа.ру (посмотреть вакансии), Хабр карьера или находите заказы в телеграм-каналах, посвященных digital. Например:

Коротко о профессии таргетолога

Таргетолог формирует базу потенциальных клиентов в соцсетях, настраивает рекламу, изучает аналитику, формирует рекламный бюджет. Он не пишет посты, не создает баннеры и не публикует объявления. Зато решает, кто и когда увидит объявления, которые создали SMM-специалисты, копирайтеры и дизайнеры. Таргетолог может и сам монтировать видео, создавать креативы и готовить тексты — или работать в команде других специалистов.

В среднем таргетологи получают от 57 471 ₽ до 160 919 ₽. Уровень заработка зависит от навыков и знаний, опыта работы и количества проектов, которые специалист ведет одновременно. Начать путь в профессию можно с книг, форумов и видео на Ютубе. Или пройти онлайн-курс, где опытные таргетологи дают актуальные знания. Можно сразу отработать их на учебных проектах и пополнить портфолио.

4.50 / 2
Оставить комментарий

Комментарии

Карта сайта